Экспедиция в с. Хасаут-Греческое Зеленчукского района Карачаево-Черкесии состоялась 21 — 24 июня 2024 г. В экспедиции приняли участие Климова Ксения Анатольевна (доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, научный сотрудник Института славяноведения РАН), Никитина Инна Олеговна (аспирантка ЕУСПб) и Пелевинова Мария Владимировна (студентка МГУ имени М.В. Ломоносова).
Всего было опрошено 24 информанта в возрасте от 16 до 92 лет, собран архив интервью с носителями традиционной культуры объемом 16 часов аудиозаписей и более 10 Гб фото- и видео-материалов.
Основной целью экспедиции было описание обрядов, сопровождающих празднование Троицы, а также обслуживающей их греческой лексики. Помимо этого собирался материал по традиционной культуре и языку по этнолингвистической программе МДАБЯ, составленной А. А. Плотниковой, а также по специальным тематическим вопросникам, разработанным для исследований греческой культуры на территории России, в том числе по вопроснику для сбора материала по похоронному обряду греков России.
Все собранные материалы были оцифрованы, каталогизированы и представлены в виде электронного архива, хранящегося в библиотеке кафедры византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Эта экспедиция продолжает ряд исследований, которые проводятся в разных местах проживания греков на территории РФ. В июле 2022 г. по этой программе были обследованы греческие общины г. Сочи и окрестных поселений, в январе 2023 г. — населенные пункты региона Кавказских Минеральных Вод и Карачаево-Черкесской Республики, в июле 2024 г. — район Анапы, Геленджика и Новороссийска, в январе 2024 г. — Владикавказ и Беслан, а в марте 2024 г. — греческие общины Казахстана.
В с. Хасаут-Греческое греки приходят около 1864 г. из района Трапезунда в Малой Азии (тогда – Османской империи). По одной из версий, сначала греки переселяются в Ставропольский край в села Султан и Ногут (затем — в современное с. Греческое), и уже оттуда несколько семей из-за неблагоприятных условий для земледелия и сурового климата уходят в село Хасаут-Греческое. В этом селе греки соседствовали с карачаевцами. Рассказывали, что раньше греки и карачаевцы жили по разные стороны реки, в советское время карачаевцы были депортированы в Казахстан. После возвращения карачаевцы снова поселились на левом берегу реки Аксаут. Сейчас в Хасаут-Греческом есть мечеть, две православные церкви Св. Димитрия и часовня Св. Георгия. Кладбища карачаевцев и греков находятся в разных местах. Греческих кладбищ в окрестностях села несколько, самое старое не сохранилось, однако некоторые надгробия с именами первых поселенцев и надписями на греческом языке были перенесены на новое кладбище, расположенное над современным селом.
Наша экспедиция отметила высокую степень сохранности греческого языка (понтийского диалекта) и традиционной культуры. Пратически все наши информанты ипользовали понтийский диалект в повседневном общении, нам удалось записать развернутые нарративы о традициях празднования Троицы, о похоронном и свадебном обрядах, о различных календарных праздниках, в том числе архаических ритуалах вызывания дождя (кушкукура) и обычае изготовления народного великопостного календаря (кукарас).
Празднование Троицы является центральным событием культурной жизни села, на которое собираются греки из разных регионов России, а также представители других этнических групп, в том числе русские. Праздник включает в себя разнообразные элементы, такие как подготовительные обряды (мухапет с греческими песнями и танцами, игрой на традиционных музыкальных инструментах (понтийской лире), приготовление блюд понтийской кухни (сирон, поранин, стипа и пр.)), паломничество к разрушенной христианской церкви IX в. на расстоянии примерно 10 км от села, ритуальное кувыркание по траве, омовение в святом источнике, сбор цветов и чабреца, ритуальный обед из приготовленного на костре бараньего шулюма, совместные трапезы, сопровождаемые греческой музыкой и танцами.
Мы благодарим за оказанное гостеприимство, поддержку и неоценимую помощь в организации экспедиции Фёдора Николаевича Кецерова, семью Кузьминовых и семью Кузнецовых, а также Виктора и Анастаса Стофорандовых.
Также мы благодарим всехм многочисленных замечательных информантов из семьи Кузнецовых, семьи Кузьминовых, семьи Филимяновых, а также Владимира Константиновича Саулова и Надежду Афанасьевну Яковлеву.
В будущем этот ряд этнолингвистических экспедиций планируется продолжить и в других населенных пунктах Краснодарского и Ставропольского края, где присутствие греков в общем культурно-языковом ландшафте выражено наиболее ярко.
Фотографии:
______________________________________
Исследование К.А. Климовой и И.О. Никитиной осуществляется при поддержке гранта РНФ №22-18-00484 «Славяно-неславянские пограничья: похоронно-поминальный обряд в этнолингвистическом освещении».